If every vampire who said he was at the Crucifixion was actually there, it would have been like Woodstock.
Я периодически слышу про всякие лженауки, что они "реально работают". При этом ни одного примера "реальной работы" я не видела. Вот из серии "я поговорил со своим начальником-Штирлицем таким-то образом, и он прибавил мне зарплату". Все, что я вижу на поверхности - это бесконечное переливание из пустого в порожнее, красивые слова типа "тим" и "квадра" и многочисленные анекдоты, переделанные из тех, у которых борода раза в три длиннее всей истории соционики.
Впрочем, кое-чему соционика, конечно, помогает:
1. Что-то понять про собственный мозг, если вы туда давно уже не ходили. Опознать в каком-нибудь описании пару знакомых и отзывающихся в данный момент слов и решить, что "это ж про меня" - ну, наверное, там были все когда-то. На время это приносит облегчение, но потом кривая тропа неминуемо заводит вас не туда, и соционика перестает помогать понять себя. Зато начинает ограничивать картину мира.
2. "Объяснить" себе явления, которыми вы не можете управлять. Видимо, это относится к области одной из психологических защит - рационализации. "Он орет на меня, потому что он вот такой". Похожим образом действует популярная нынче биологизация - сведение всего опыта человеческой несправедливости к "альфам" и "омегам". См. пункт первый: временное облегчение, после которого вы все тот же лузер, только умеющий "объяснить", почему он лузер.
3. Вообще наличие стройной, ограниченной и детерминированной картины мира в голове успокаивает, и это важно в беспокойные времена, особенно для травмированных людей. На этом принципе работают все секты. Плюс тусовка, принятие от таких же, как ты. Но точно так же, как секты, лженауки опасны тем, что заставляют вас выкидывать из головы то, что в стройную картину мира не влезает. Вплоть до поезда, несущегося на вас по рельсам, которых здесь быть не должно. Без шуток: столкновение человека с ограниченной картиной мира и реальности может привести к летальным последствиям.
Итак: соционика совершенно произвольно раскидывает разные человеческие качества по "типам". До какого-то предела это катит - практически, изучение курса "Психология 101" в игровой форме. И пока это остается игрой и анекдотами - да пусть живет. Страшное начинается, когда за эти игрушки вменяемый вроде человек теряет планку и лезет бить тебе морду.
"- Елка, у тебя есть высшее образование?
- Нет.
- Ну и заткнись!" (с) Сумочка
Впрочем, кое-чему соционика, конечно, помогает:
1. Что-то понять про собственный мозг, если вы туда давно уже не ходили. Опознать в каком-нибудь описании пару знакомых и отзывающихся в данный момент слов и решить, что "это ж про меня" - ну, наверное, там были все когда-то. На время это приносит облегчение, но потом кривая тропа неминуемо заводит вас не туда, и соционика перестает помогать понять себя. Зато начинает ограничивать картину мира.
2. "Объяснить" себе явления, которыми вы не можете управлять. Видимо, это относится к области одной из психологических защит - рационализации. "Он орет на меня, потому что он вот такой". Похожим образом действует популярная нынче биологизация - сведение всего опыта человеческой несправедливости к "альфам" и "омегам". См. пункт первый: временное облегчение, после которого вы все тот же лузер, только умеющий "объяснить", почему он лузер.
3. Вообще наличие стройной, ограниченной и детерминированной картины мира в голове успокаивает, и это важно в беспокойные времена, особенно для травмированных людей. На этом принципе работают все секты. Плюс тусовка, принятие от таких же, как ты. Но точно так же, как секты, лженауки опасны тем, что заставляют вас выкидывать из головы то, что в стройную картину мира не влезает. Вплоть до поезда, несущегося на вас по рельсам, которых здесь быть не должно. Без шуток: столкновение человека с ограниченной картиной мира и реальности может привести к летальным последствиям.
Итак: соционика совершенно произвольно раскидывает разные человеческие качества по "типам". До какого-то предела это катит - практически, изучение курса "Психология 101" в игровой форме. И пока это остается игрой и анекдотами - да пусть живет. Страшное начинается, когда за эти игрушки вменяемый вроде человек теряет планку и лезет бить тебе морду.
"- Елка, у тебя есть высшее образование?
- Нет.
- Ну и заткнись!" (с) Сумочка
"Каждой эпохе присущ свой коллективный невроз, и чтобы справляться с ним, каждая эпоха нуждается в своей собственной психотерапии. Экзистенциальный вакуум - коллективный невроз нашего времени - можно определить как личностную форму нигилизма, ибо нигилизм есть установка на то, что бытие не имеет смысла. Что касается психотерапии, то она не в состоянии будет иметь дело с этим массовым явлением, если будет не свободна от влияния современных нигилистических тенденций в философии. В противном случае она сама бы оказалась скорее симптомом массового невроза, нежели средством для его лечения. Она не только не отбрасывала бы нигилистическую философию, но непроизвольно и непреднамеренно навязывала пациенту эту карикатуру на истинный образ человека.
Опасность исходит прежде всего от учения о том, что человек является "не более чем" результатом биологической, психологической и социальной обусловленности, т.е. продуктом наследственности и среды. Подобные представления рисуют нам образ робота, а не человеческого существа. Построенная на них психотерапия отрицает свободу человека, подпитывая и подкрепляя тем самым невротический фатализм.
Разумеется, человек существо конечное, и свобода его ограничена. Это свобода не от обстоятельств, а свобода занимать по отношению к данным обстоятельствам определенную позицию. Например, я определенно не отвечаю за тот факт, что у меня седые волосы; однако я отвечаю за то, что не иду к парикмахеру, чтобы покрасить их, как могли бы поступить многие люди. Таким образом, у каждого человека имеется определенная степень свободы, - как минимум, свобода выбора цвета волос.
Психоанализ часто обвиняют в так называемом пансексуализме. Не думаю, что это обвинение справедливо. По-моему, психоанализ несет в себе нечто гораздо более ошибочное и опасное, - то, что я называю "пандетерминизмом". Имеется в виду такое представление о человеке, которое игнорирует его способность занимать личную позицию по отношению к любым наличным обстоятельствам. Человек не обусловлен и не детерминирован полностью. Он сам определяет, сдаться ли ему перед лицом обстоятельств или противостоять им. Иными словами, человек в конечном счете - существо самоопределяющееся. Человек не просто существует, но решает, каким будет его существование, каким он станет в следующий момент". (с)
Имеется в виду такое представление о человеке, которое игнорирует его способность занимать личную позицию по отношению к любым наличным обстоятельствам.
Вот здесь, я думаю, можно продлжить Ханной Арендт:
«Целью тоталитарного воспитания всегда было не привитие каких-либо убеждений, а разрушение способности к их формированию вообще».
Думаю, у нее тоже есть высшее
Круто - это мериться тем, насколько ты в теме )
Я все-таки лучше буду читать, чем мериться какой-то темой, в которой пипл вязнет уже сто лет. Невозможно же сто лет подряд ковыряться в одном и том же.